В Партените, Алушта, закрыли вход на гору Аю-Даг
Это произошло вечером пятого июня сего года, после сильного дождя, когда никого из сотрудников МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» не было на рабочем месте у входа на Аю-Даг, а может даже шестого ранним утром (сотрудники Музея приходят около восьми утра). Неизвестными (пока) лицами были капитально заварены калитка и ворота, ведущие на гору Аю-Даг. Тем самым грубо и демонстративно были нарушены охраняемые законом права и интересы граждан Российской Федерации и иных стран, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Международными соглашениями, ратифицированными Россией, а также законодательством Российской Федерации и Республики Крым, нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления – Алуштинского муниципалитета. Должную оценку этого деяния будут давать компетентные органы. Я же хочу сказать о другом. Но обо всем по порядку.
О музее
Прошло всего три дня, как был открыт для посещения Музейный маршрут «Аю-Даг – святая гора» (далее – Музей) Муниципального автономного учреждения городского округа Алушта Республики Крым «Музей-заповедник «Пилигрим» (далее — МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» ), директором которого я являюсь.
Местные жители и многие туристы из разных городов и стран знают, что маршрут начинается от руин Базилики Св. Ап. Петра и Павла, что на территории бывшего ТКЦиР «Крым» (на него был оформлен земельный участок) и далее, по дороге Раевских проходит через калитку по бывшей дороге, проложенной еще при царе Николае II к наблюдательному посту, находившемуся тогда на мысе Монастырском Аю-Дага. Лесники еще называют эту дорогу противопожарной. Здесь, у калитки, находятся кассы Музея.
Музейный маршрут «Аю-Даг – святая гора» за 18 лет его существования посещали туристы со всего мира – России, Украины, Белоруссии, Молдавии, стран Прибалтики и дальнего зарубежья — Польши , Франции, Германии, США, Великобритании. После воссоединения церквей православные священнослужители многих стран отслужили на святых местах Аю-Дага молебны. Для посетителей маршрута Медведь-гора стала визиткой Крыма и самыми дорогими воспоминаниями об отдыхе на полуострове. 20 мая этого года маршрут по Аю-Дагу получил первое место на Республиканском конкурсе «Экскурсионная мозаика Крыма» в номинации «Лучший маршрут по горно-лесной зоне».
Само МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» учреждено Администрацией города Алушты Республики Крым. Согласно законодательству Российской Федерации музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, Учредителем были закреплены за МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» объекты культурного наследия, ранее находящиеся в муниципальной собственности городского округа Алушта и ранее закрепленные за Государственным коммунальным предприятием «Пилигрим» г. Алушта (далее — ГКП «Пилигрим» ). В том числе, расположенные на территории горы Аю-Даг, — то есть как бывшего Центра медицинской реабилитации и санаторного лечения «Крым», так и заказника Аю-Даг.
Кто отдал распоряжение о закрытии Аю-Дага?
Событию, с информации о котором, собственно, началась эта публикация, предшествовали другие события. Еще 4 июня мне, директору МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим», сообщила контролер билетов, находившаяся на своем рабочем месте у входа в заказник Аю-Даг, что к ней подошел некий сотрудник Военного санатория «Крым», одетый в форму охранника санатория, и сообщил о якобы полученном им поручении «от руководства» перекрыть вход на территорию заказника.
На следующий день, 5 июня утром, я пришел в приемную начальника военного санатория «Крым» и попросил его секретаршу передать своему шефу мое предложение о личной встрече в целях урегулирования возникшей проблемы, а также заключения Договора о сотрудничестве, как это принято между руководителями организаций, и как это было прежде. Секретарша записала мой мобильный и предложила подождать звонка. Но я решил все же подождать в фойе административного корпуса, о чем ей тут же и сообщил. Ведь вопрос – срочный!
Здесь я прождал до обеда, т.е. до 12 – 30. Никто в этот день мне не позвонил. А вечером, или на другой день утром, произошло то, с чего началось данное повествование, то, что возмутило большинство местных жителей, крымчан, гостей Партенита, Крыма. И чего ранее ни я, проживший здесь более тридцати лет, ни кто иной из местных, проживших более того, не только не слыхивал и не видывал, но и представить себе в страшном сне не мог.
Никто не позвонил и позже, в последующие дни, несмотря на мое письменное предложение о срочной встрече, направленное начальнику военного санатория в понедельник 8 июня.
Но кроме возмущения, возникает интрига: кто все же отдал распоряжение или приказ о блокировке входа на Аю-Даг? Начальник санатория? Я не уверен. И вот почему. О существовании маршрута Владимир Борисович был извещен загодя ходатайствами первого заместителя главы администрации города Алушты А.В. Чернова еще от 16 марта 2015 г. исх. № 02 – 43 /369 и Заместителя министра культуры Республики Крым Т. Манежиной от 15 апреля 2015 исх. № 1647/22- 03, касающихся вопроса урегулирования вопроса доступа посетителей к объектам культурного наследия музейного маршрута «Аю-Даг – святая гора» МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим». Причем, что прежде всего заставляет усомниться, этими должностными лицами был получен письменный ответ от 07 мая 2015 исх. № 463 (то есть, не прошло и месяца до этого события!) на эти ходатайства, подписанный самим начальником санатория В.Б. Клемешевым, где последний сообщает, что по вопросу доступа на территорию санатория им будет сообщено позже.
Что же, выходит, это и есть ответ? Но какой же руководитель пойдет, причем заведомо, на конфликт с местными и региональными властями? А главное — с собственником земли, которая, притом, на данный момент оформлена на ТЦКиР «Крым». Я проработал в качестве директора коммунального предприятия, а теперь вот – муниципального учреждения, более 18 лет, и такого, признаюсь, еще не встречал. Поэтому и нет у меня никакой уверенности, что блокировка Аю-Дага есть результат приказа или распоряжения начальника санатория. Впрочем, уверен, «нет ничего тайного, что не стало бы явным».
Есть ли правда на земле?
А сейчас нужно, на мой взгляд, поговорить о другой проблеме. Чем все это закончится?
Почему считаю нужным поднять эту проблему? Потому что некоторые мои знакомые сомневаются, что теперь, в ближайшем будущем, восстановится «status quo». Я же, естественно, могу поведать лишь о моей точке зрения на эту проблему, как директора.
Если представить это событие с точки зрения спора между двумя организациями, то «картинка» выглядит так – и ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) «Военный санаторий «Крым» и МАУ (Муниципальное автономное учреждение) «Музей-заповедник «Пилигрим», оба – учреждения. Первое — лечебно-оздоровительное, второе – культуры. Юридически мы равны между собой. А так как мы живем в правовом государстве, то есть в стране, где верховенство закона и нет «больших» учредителей или «малых», то данный спор вполне можно решить установленным в законодательном порядке путем. И не надо никому писать жалобы. Уверен, — закон в данном случае, на нашей стороне. Осталось только это увидеть.
Но возникает тогда другой вопрос. Если МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» может надеяться на компенсацию (когда-нибудь) по суду финансовых убытков, то как же со срывом курортного сезона для всех – местных, крымчан, туристов? А вот этот вопрос требует отдельного обсуждения.