Монополия до гробовой доски в с. Запрудном, Большая Алушта (ВИДЕО)
Смерть близкого человека всегда является невосполнимой утратой. Проведение похорон для многих дело непривычное и непростое: душа скорбит об умершем, а при этом надо думать о том, как получить свидетельство о смерти, где купить гроб, определиться с местом захоронения…Ну а тем, кому доводится хоронить близких на кладбище в Запрудном (Большая Алушта) приходится сталкиваться еще и с запредельными ценами монополиста на рынке предоставления ритуальных услуг. Дело в том, что похоронное дело на кладбище в селе Запрудном Маломаякского сельского совета оказалось в одних руках. ЧП Сударев уже не первый год единолично хозяйничает на местном погосте. Конкурентов в этом "скорбном" бизнесе у него нет, а значит и цены он может устанавливать какие его душе угодно. Только копка могилы в его прайсе стоит 1070 гривен! Расчет простой: родственники усопшего все равно заплатят, ведь им попросту некуда деваться. При этом предприниматель берет деньги даже за оформление договора-заказа (48 гривен) и свидетельства о погребении (13 гривен 90 копеек).
В редакцию "Твоей газеты" обратился житель Краснокаменки Геннадий Дмитренко. Мужчина возмущен сложившейся ситуацией. "Частный предприниматель ритуального бюро просто творит на кладбище беспредел. Постоянно растут цены на копку могил. Свидетельства о захоронении, договора-заказы вопреки закону Сударев не выдает, а продает. Тем более что выдавать эти документы должен поссовет или сельсовет, но никак не частный предприниматель", – уверен Геннадий.
Наш собеседник прав. Согласно статье 25 Закона Украины "О погребении и похоронном деле" выдавать свидетельство о погребении должно специализированное коммунальное предприятие, а в отсутствии такового – исполнительный орган сельского, поселкового или городского совета. Однако на Запрудненском кладбище эта миссия по каким-то необъяснимым причинам возложена на частника. Чтобы прояснить ситуацию, мы посетили ритуальное бюро Сударева. Приемщица заказов Татьяна Гулемина подтвердила, что они, действительно, выдают свидетельства о погребении. Журналист поинтересовался у нее, на каком основании частное предприятие занимается выдачей этих документов, ведь по закону это должен делать исполнительный орган сельского совета. Вразумительного ответа не последовало. Татьяна Гулемина лишь посоветовала спросить лично у Валерия Сударева. Что ж, у нас и так накопилось к предпринимателю немало вопросов. Однако ответить на них он не пожелал. Изначально Валерий Сударев дал согласие на интервью. Но на следующий день перезвонил и от встречи отказался, мотивируя это тем, что его юристы общаться с прессой не рекомендуют.
В ходе проведения журналистского расследование в редакцию "Твоей газеты" попало два любопытных документа ЧП Сударева. Первый – Расчет тарифа на оформление свидетельства о погребении (напомним, эта услуга стоит 13 гривен 90 копеек). Второй – Расчет тарифа на оформление договора-заказа на организацию и проведение похорон (в прайсе предприятия цена на эту услугу составляет 48 гривен). В документах указан и состав работ, которые входят в указанные суммы. Для наглядности приведем перечень услуг, входящих в стоимость оформления договора-заказа на организацию и проведение похорон:
1. Прием документов от граждан. (По всей видимости, предприниматель считает, что это крайне трудоемкое занятие).
2. Выбор места погребения, определение даты, времени и услуг, необходимых на погребение. (Получается, что за то, чтобы назначить похороны, скажем, на 14:00, придется заплатить).
3. Оформление договора-заказа в двух экземплярах. (А что, краска для принтера-то нынче не бесплатная!).
4. Занесение в журнал погребений. (Этот пункт нас особенно удивил, ведь журнал погребений должен вестись исполнительным органом сельского совета, и ЧП Сударев к нему вообще не должен иметь никакого отношения).
5. Выдача клиентам договора-заказа и расписания на погребение.
6. Оформление заданий для землекопов и рабочих по данному погребению.
Проведем простую аналогию. Допустим, Вы пришли в магазин купить пакет молока. Он стоит 7 гривен, а продавец просит заплатить 11 и объясняет: я не просто продал Вам молоко, для этого я открыл холодильник, достал товар, потратил время на то, чтобы отсчитать сдачу, а к тому же чек напечатал. Смешно, не правда ли? А вот Валерий Сударев считает, что именно так и следует вести дела.
Не совсем понятно и то, кто же ведет книгу регистраций захоронений. С этим вопросом мы обратились к исполняющему обязанности сельского головы Малого Маяка Дмитрию Гаврильцу. По его словам, данную книгу он ведет собственноручно. Более того он даже любезно выразил согласие её продемонстрировать. Однако вопреки обещанию книгу учета захоронений и. о. сельского головы так и не показал. Так на самом ли деле она ведется Дмитрием Гаврильцом? А если это действительно так, тогда почему ЧП Сударев берет деньги за занесение в журнал погребений (напомним, эта услуга указана предпринимателем в составе работ по оформлению договора-заказа на организацию и проведение погребения)?
Есть и еще один примечательный с юридической точки зрения нюанс. В 12 статье Закона Украины "О погребении и похоронном деле" четко прописано, что граждане имеют право самостоятельно выбирать исполнителя ритуальных услуг. Единственное предусмотренное законодательством ограничение заключается в том, что у исполнителя должен быть заключен договор с местным сельским советом о предоставлении таких услуг. Как выяснилось, ЧП Сударев – единственное предприятие, с которым Маломаякский сельсовет заключил подобное соглашение. В результате этого родственники усопших лишаются гарантированной законом возможности свободного выбора более приемлемых по цене и качеству ритуальных услуг. По словам исполняющего обязанности сельского головы Малого Маяка Дмитрия Гаврильца, такая ситуация сложилась, поскольку других желающих оказывать ритуальные услуги не нашлось. Однако Дмитрий Гаврилец, мягко говоря, лукавит. Как сообщил "Твоей газете" директор обслуживающего кладбище Алушты коммунального предприятия "Зеленый город" Андрей Казанджан, он неоднократно официально направлял сельсовету Малого Маяка письма, в которых выражал готовность заключить договор на предоставление ритуальных услуг. Последнее обращение было написано в феврале этого года, то есть уже в бытность Дмитрия Гаврильца. Не трудно догадаться, что ответа Андрей Казанджан так и не дождался.
Что ж, можно только предположить, за какие заслуги местная власть так усердно оберегает монополию ЧП Сударева. Вот только страдает от таких действий население, ведь за ритуальные услуги в отсутствии конкуренции на данном рынке приходится платить в три дорога. Также сложившаяся ситуация позволяет монополисту нарушать закон, ведь он требует деньги за услуги, которые должны предоставляться бесплатно.